Вторник, 23.04.2024, 19:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы 

МЕНЮ САЙТА
МОЙ ДЕВИЗ
НУЖНЫЕ САЙТЫ

Олимпиада по литературе 5 класс

 

Часть 1

1. Древнегреческие мифы и легенды подарили миру множество образных крылатых выражений, которые мы используем в современном языке для обозначения каких-то реальных случаев повседневности. Определите, какие фразеологизмы Вы использовали бы в реальных жизненных ситуациях, описанных ниже. Установите соотношение, выписав соответствующую цифру и букву (например: 1Г 2Д…).

1. Бесконечный и  бесплодный труд                               А. танталовы муки

2. Причина для ссоры                                                        Б. сизифов труд

3. Источник бед, неприятностей, катастроф                   В. троянский конь

4. Крайний, неудержимый испуг                                      Г. яблоко раздора

5. Уязвимое, наиболее слабое место                               Д. ящик Пандоры

.                                                                                            Е. панический страх

                                                                                              Ж. прокрустово ложе

                                                                                                З. ахиллесова пята

 

2.     Перед вами отрывки из двух литературных произведений. Как называется этот элемент композиции? Какой жанр представлен в обоих отрывках?


1) … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку;

 Съехались гости, свадьбу сыграли;

Я там был, там мед я и пиво пил;

По усам текло, да в рот не попало.

И все тут.

 

2)  Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

 


 

3.Определите термин по определению. Приведите 2 примера.

… - шутливая фраза, намеренно построенная на сочетании трудно произносимых вместе слов; при их быстром произнесении вслух, два или три раза подряд без остановки, обычно путают слова, что вызывает смех.

 

4.Какие картины на сказочные сюжеты созданы русским художником Виктором Михайловичем Васнецовым?

 

 

 

5.Какое произведение начинается словами?

   Вот вам и другая книжка, а лучше сказать, последняя! Не хотелось, крепко не хотелось выдавать и этой. Право, пора знать честь. Я вам скажу, что на хуторе уже начинают смеяться надо мною: "Вот, говорят, одурел старый дед: на старости лет тешится ребяческими игрушками!" И точно, давно пора на покой. Вы, любезные читатели, верно, думаете, что я прикидываюсь только стариком. Куда тут прикидываться, когда во рту совсем зубов нет! Теперь если что мягкое попадется, то буду как-нибудь жевать, а твердое - то ни за что не откушу. Так вот вам опять книжка! Не бранитесь только! Нехорошо браниться на прощанье, особенно с тем, с кем, бог знает, скоро ли увидитесь. В этой книжке услышите рассказчиков все почти для вас незнакомых, выключая только разве Фомы Григорьевича.

 Укажите название произведения и автора.

 

6. Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

 

7.Перед Вами отрывки из трех стихотворений М.Ю. Лермонтова. Что их объединяет с точки зрения стихосложения?


1)   Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

 

2)     Ты молод. Цвет твоих кудрей

Не уступает цвету ночи,

Как день, твои блистают очи

При встрече радостных очей…

 

3)     Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


 

8.  Определите «четвертого лишнего» в каждой группе:

А) эпитет, сравнение, эпиграф, метафора.

Б) загадка, потешка, пословица, рассказ.

В) завязка, кульминация, хорей, развязка.

 

9. Расположите данные понятия «по возрастающей»:

 - юмор,

 - сатира,

 - ирония,

 - смех.

     

 

Часть 2

10.Определите жанр произведения. Укажите основные признаки данного жанра.


«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Все ваша музыка плоха!..»
             _________

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

11.Выпишите из стихотворения А.А. Фета примеры эпитета(-ов), метафоры, сравнения, олицетворения, инверсии. 

ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

12.  С какой целью А.А. Фет использует восклицательные предложения в стихотворении «Первый ландыш»?

 

Часть 3

13. Вспомните жанровые особенности басни и напишите небольшое произведение в данном жанре. 

 

ЭКЗАМЕНЫ - 2020
НА САЙТЕ

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МОЙ САЙТ ПОСЕТИЛИ

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz