Четверг, 25.04.2024, 18:36
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы 

МЕНЮ САЙТА
МОЙ ДЕВИЗ
НУЖНЫЕ САЙТЫ

Литературоведческие термины

Словарь литературоведческих терминов 

 

АКРОСТИХ - (от греч. akrostichis - краестишие) - вид стихотворения, первые буквы строк которого складываются в самостоятельное слово или фразу (часто - имя автора или адресата); разновидность стихотворной загадки. В древности А. был средством запечатлеть имя автора в случае, если его (по каким-либо причинам) нельзя было назвать или обозначить.

Ангел лег у края небосклона,
Наклонившись, удивлялся безднам:
Новый мир был синим и беззвездным,
Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире, пусть живет, мечтая
О любви, о свете и о тени,
В ужасе предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

Н. Гумилев

Разновидностями А. являются мезостих (слово или фраза составляются из средних букв стихотворения) и телестих (слово или фраза складываются из конечных букв стихотворных строк).

 

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - вид звукописи (см): повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности.
Например:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

 А. С. Пушкин

АНАФОРА - (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.

 А.С. Пушкин

АНТИТЕЗА - (от греч. anti – против и thesis - положение) - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов (например, Базаров и П.П. Кирсанов, Обломов и Штольц), композиционных (например, "Деревня"А.С. Пушкина) или сюжетных (например, чередование "военных" и "мирных" эпизодов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир") элементов произведения. Для выражения А. часто используются антонимы (см.), например: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.

 АССОНАНС - (от фр. assonance - созвучие) - 1. Один из видов звукописи (см.): многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин

 БЕССОЮЗИЕ - стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придает высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. Например:

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

А.С. Пушкин

 ГИПЕРБОЛА - (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления (ср. ЛИТОТА). Может быть как идеализирующей, так и уничижающей. Например: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" (В. Маяковский).

 ГРАДАЦИЯ - (от лат. gradatio - постепенность) - стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии - от малого к большому (прямая Г. ) или от большого к малому (обратная Г.). Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи:

 Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наше не-гулянье под луной,

За солнце не у нас над головами...

 

М. Цветаева

 ГРОТЕСК - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарсу (см.). Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.(см.)) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

 

ЗВУКОПИСЬ - система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление. Например, благодаря последовательному использованию звуков [л], [а], [э], в строках поэмы "Петербург" В. Набоков передал ощущение легкости, полета:

И слышу я, как Пушкин вспоминает // все мелочи крылатые, оттенки
и отзвуки: "Я помню, - говорит, -
летучий снег, и Летний Сад, и лепет
Олениной...

Одна из строфа стихотворения Б. Пастернака "Снег идет" ритмически и фонетически организована таким образом, что можно услышать тиканье маятника:

Снег идет, // густой-густой, //
В ногу с ним, // стопами теми, //
В том же темпе, // с ленью той //
Или с той же // быстротой, //
Может быть, проходит время?

Б. Пастернак

Виды З.: аллитерация, ассонанс (см).

 

ИНВЕРСИЯ - (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность.

Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа...

А.С. Пушкин

Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики...

М.Ю. Лермонтов

 

ИРОНИЯ - (от греч. eironeia - притворство, насмешка) - 1. Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому. 2. Вид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: "Уселся он [Онегин] с похвальной целью // Себе присвоить ум чужой; // Отрядом книг уставил полку..." (А.С. Пушкин); вопрос "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов) обращен к ослу.

 

ЛИТОТА - (от греч. litotes - простота, малость, умеренность) - вид троп, противоположный гиперболе (см.): художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета ("мальчик с пальчик", "мужичок с ноготок"). Например: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды". (В. Маяковский

 МЕТАФОРА - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются:

1. Олицетворение - уподобление живому существу:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна
А.С. Пушкин
2. Овеществление - уподобление предмету:

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей
Н.С. Тихонов

 

МЕТОНИМИЯ - (от греч. metonomadzo - переименовываю) – вид тропа: сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.), например: "Исступленно запели смычки…" (А. Блок) - "запели смычки" - скрипачи заиграли на своих инструментах; "Ты вел мечи на пир обильный…" (А.С. Пушкин) - "мечи" – воины. "Фарфор и бронза на столе, // И, чувств изнеженных отрада, // Духи в граненом хрустале..." (А.С. Пушкин) - "фарфор и бронза", "в хрустале" - изделия из бронзы, фарфора и хрусталя; "Театр уж полон, // Ложи блещут, // Партер и кресла - все кипит..." (А.С. Пушкин) - "ложи блещут" - блещут (блестят) женские украшения на дамах, сидящих в ложах, "партер и кресла" - публика в партере (пространство за креслами) и креслах (места в передней части зрительного зала) театра.

 МНОГОСОЮЗИЕ - стилистическая фигура: намеренный повтор союзов, который используется для интонационного и логического подчеркивания, выделения соединяемых союзами членов предложения, оборотов или частей сложного предложения:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…

(И.А. Бунин)

 ОККАЗИОНАЛИЗМЫ - (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры:

Умненькая учица,
над столом склоненная,
щурится, очкарица,
вредница-ехидница.

А. Левин

ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН) - (от греч. oxymoron - остроумно-глупое) - вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе: "Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной" (А. Ахматова); "Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало ведь и хуже..." (В. Вишневский). О. позволяет придать большую выразительность образу: горькая радость, сладкие слезы, "Живой труп" (Л.Н. Толстой), "Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)

 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры (см.).

 ПАРАЛЛЕЛИЗМ - (от греч. parallelos - идущий рядом) - 1. Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ:
В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут

А.С. Пушкин;

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...

И.Ф. Анненский

Может быть звуковым (аллитерация, рифма), синтаксическим (тождественное или сходное синтаксическое построение предложений), ритмическим (строфа и антистрофа в древнегреческой лирике), композиционным (параллельные сюжетные линии в повести или романе).
2. П. психологический - стилистический прием в произведениях устного народного творчества: аналогия, сближение явлений (например, явлений природы и человеческой жизни): "То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит" (русская народная песня).

 ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - (от фр. parcelle - частица) - интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осенней. // Там. За Араксом. В той стране" (П. Антокольский). П. способна передать интонацию живой непринужденной речи: "Об детях забывал! обманывал жену! // Играл! проигрывал! в опеку взят указом! // Танцовщицу держал! и не одну!.. // Пил мертвую! не спал ночей по девяти! // Все отвергал: законы! совесть! веру!" (А.С. Грибоедов).

 

ПЕРИФРАЗ - (от греч. periphrasis, peri - вокруг, phradzo - говорю) - вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания. В П. название предмета или явления для большей выразительности заменяется указанием на его наиболее характерные признаки: "Северная Венеция" (Санкт-Петербург), "царь зверей" (лев). П. бывают образные (носящие метафорический характер) и необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов, например: "город на Неве" - Петербург). К тропам принадлежат только образные П. В образных П. выделяется какой-либо ключевой признак, а все другие как бы затушевываются, что дает автору возможность обратить внимание на те черты изображаемых предметов и явлений, которые для него особенно важны в художественном отношении. Необразные П. лишь переименовывают предметы, качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов (например, вместо А.С. Пушкин - "автор "Евгения Онегина"", "великий русский поэт"). В стихотворении "Смерть поэта" М.Ю. Лермонтова тот же А.С. Пушкин назван "невольником чести", "дивным гением", а в известном некрологе - "солнцем русской поэзии" - это образные П., тропы. П. - один из ведущих тропов в символистской поэзии начала ХХ века.

ПЛЕОНАЗМ - (от греч. pleonasmos - излишество) - разновидность речевой избыточности: повторение в тексте близких по смыслу и потому ненужных слов и оборотов речи, употребление лишних обстоятельств или определений (предчувствовать заранее, повседневная обыденность). В художественном тексте - стилистическая фигура, средство усиления выразительности речи, например: "И мы плывем, пылающею бездной, // Со всех сторон окружены" (Ф.И. Тютчев). Употребление экспрессивно окрашенных плеонастических сочетаний характерно для фольклора (грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян).

 

РЕФРЕН - ( франц. refrain - припев) - стих (см.), повторяющийся в каждой строфе (куплете песни), как правило, буквально или с незначительными изменениями. Обычно стоит в конце строфы, но может находиться в начале или середине и содержать не один, а несколько стихов. Примером использования Р.может служить стихотворение А.С. Пушкина "Храни меня, мой талисман...". Р. восходит к припеву (см.).

 

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?…
М.Ю. Лермонтов

Р. в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению. Р.в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).
Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
А.С. Пушкин

 

САРКАЗМ - (от греч. sarkasmos (буквально "рву мясо") - издевательство) - вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии (см.). Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос (см.) отрицания, переходящий в негодование: "Ты умрешь, окружен попечением // Дорогой и любимой семьи // (Ждущей смерти твоей с нетерпением)... " (Н.А. Некрасов). С., как правило, диктуется гневом, который вызван определенным негативным явлением, и позволяет обнажить контраст между подтекстом (см.) и внешним смыслом (например, в названии сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь"). С. - одно из важнейших художественных средств сатиры (см.)

САТИРА - (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина) - Вид комического (см.): способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор (см.) - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д. 2. Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности (например, сатиры А.Д. Кантемира "На хулящих учение", "К уму своему", сатирические гимны В.В. Маяковского).

СИНЕКДОХА - (от греч. synekdoche - соподразумевание, соотнесение) - вид тропа: разновидность метонимии (см.). Троп состоит в замене множественного числа единственным; употреблении названия части вместо целого или общего, и наоборот. Например: "О, электрический восход, // Ремней и труб глухая хватка, // Се изб древенчатый живот // Трясет стальная лихорадка". (С. Есенин).

 СРАВНЕНИЕ - вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания: "А сама-то величава, // Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит" (АС. Пушкин); "И русых головок над речкой пустынной // Что белых грибов на полянке лесной!" (Н.А. Некрасов). Кроме того, С. может быть выражено: существительным в творительном падеже: "Морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (А.С. Пушкин); сравнительной степенью прилагательного или наречия: "Я - за ней. Она бежала легче серны молодой" (К.Н. Батюшков); фразеологизмом: "Похожи, как две капли воды"; наречием с приставкой по-: "Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому". С., указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, // Как пир на празднике чужом" (М.Ю. Лермонтов). В отрицательных С. один предмет противопоставлен другому: "Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи - // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои" (Н.А. Некрасов). С. может быть оформлено и как самостоятельное предложение, начинающееся союзом так: "Журчит во мраморе вода // И каплет хладными слезами, // Не умолкая никогда. // Так плачет мать во дни печали // О сыне, павшем на войне..." (А.С. Пушкин).

ТАВТОЛОГИЯ - (от греч. tauto - то же самое и logos - слово) - разновидность речевой избыточности, вид плеоназма (см.): повторение в тексте однокоренных слов (вновь возобновить, в рассказе рассказывается), а также соединение русского и иноязычного слова, близких или одинаковых по значению (памятный сувенир, первый дебют). В художественном тексте - стилистическая фигура, средство усиления выразительности речи, например: "Горьким смехом моим посмеюся" (Н.В. Гоголь); "Как ум умен, как дело дельно, // Как страшен страх, как тьма темна!" (З. Эзрохи). Употребление экспрессивно окрашенных тавтологических сочетаний характерно для фольклора (сослужить службу, сиднем сидеть). Т. лежит также в основе некоторых экспрессивно окрашенных фразеологизмов (ходить ходуном, битком набит, есть поедом). Т. нередко становится в тексте средством создания комического эффекта: "Позвольте вам этого не позволить" (Н.В. Гоголь).

ТРОПЫ - (от греч. tropos - оборот речи) - слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. В основе любого Т. - сопоставление предметов и явлений. К Т. относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет (см.).

ФЭНТЕЗИ - (англ. fantasy) - разновидность фантастики (см.): произведения, изображающие вымышленные события, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзя объяснить логически. В Ф. действуют боги, демоны, добрые и злые волшебники, гномы, великаны, говорящие животные и предметы, привидения, вампиры, мифологические и сказочные существа и т. п. Ф. - своеобразное соединение сказки, фантастики и приключенческого рыцарского романа. Подобно средневековому рыцарю, герою мифа (см.) или сказки (см.), главное действующее лицо Ф., выступая в путь (нередко в поисках некоего волшебного предмета), сталкивается с различными препятствиями, врагами, борется со злыми силами и побеждает. Как правило, герой Ф. - носитель своеобразного кодекса чести, благородный и добрый, стремящийся восстановить гуманный и справедливый миропорядок, нарушенный каким-либо событием или вмешательством злых сил. Миры, нарисованные в Ф., не имеют географической и временной конкретности: действие происходит в условной реальности, зачастую в параллельном мире, иногда имеющем сходство с реальным. Важна для Ф. и романтическая традиция с ее идеей двоемирия и героем - исключительной, сильной личностью, в одиночку противостоящей злу. У истоков жанра Ф. стоит английский писатель У. Моррис, создавший в конце XIX в. семь романов-Ф. Наиболее известными авторами Ф. в ХХ в. являются Дж.Р.Р. Толкиен (трилогия "Властелин колец"), К.С. Льюис ("Хроника Нарнии"), переработавшие скандинавскую, кельтскую и античную мифологию, а также средневековые легенды цикла о приключениях короля Артура и рыцарях Круглого стола. В России уже в XIX в. фантастические элементы в своих произведениях использовали В.Ф. Одоевский, А. Погорельский, А. Бестужев (Марлинский), позже В. Брюсов, Л. Андреев, А. Грин, М. Булгаков. Среди современных российских авторов Ф. признанными мастерами жанра считаются М. Семенова, Ник Перумов, С. Логинов, М. Успенский

 

ЦЕЗУРА - (от лат. caesura - сечение, рассечение) - внутристиховая ритмическая пауза на постоянном месте в стихотворной строке, расчленяющая стих на два полустишия. Графически обозначается знаком

ЭПИГРАММА - (от греч. epigramma - надпись) - короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни, например Э. Д. Д. Минаева "Боборыкину в роли Чацкого":

ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см.) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).

ЭПИГРАФ - (от греч.epigraphe - надпись) - короткий текст (как правило, поэтическая или прозаическая цитата, афоризм, пословица или поговорка), предпосланный произведению или его части и призванный прояснить авторский замысел, указать на основную идею художественного текста, например, комедию "Ревизор" Н.В. Гоголь снабдил Э.: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". Народная пословица.

ЭПИЗОД - (от греч. epeisodion - вставка) - относительно целостная и самостоятельная часть (фрагмент) эпического, лиро-эпического или драматического произведения, которая изображает завершенное во времени событие, некий законченный момент действия в произведении.

ЭПИЛОГ - (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см.) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев. Ср. ФИНАЛ

ЭПИТАФИЯ - (от греч. epitaphios - надгробный) - надпись на надгробии (чаще в стихотворной форме) или небольшое стихотворение, посвященное автором памяти умершего и опубликованное в сборнике стихов. Обычно обращена к покойному или имитирует обращение усопшего к живым; содержит похвалу достоинствам умершего, чем близка к панегирической (см. ПАНЕГИРИК) поэзии. Нередко начинается с формулы типа "Покойся...", "Под камнем сим лежит...", "Здесь спит..." и др. или обращением к прохожему, например

ЭПИТЕТ - (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок - здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные, употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета), эпитетами не являются. Различают Э. "украшающий" - обозначающий постоянный признак (см. ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ) и Э. индивидуальный, авторский, важный для создания конкретного образа в данном тексте (например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес": "тучка золотая", "утес-великан", стоит одиноко", "тихонько плачет"). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения.

ЭПИФОРА - (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном,
Отчего прослыл я скандалистом?

И теперь уж

ЭКЗАМЕНЫ - 2020
НА САЙТЕ

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МОЙ САЙТ ПОСЕТИЛИ

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz