Часть 1
1. Определите, описание какого мифического животного представлено ниже:
Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади - змеиное; у него три головы (льва, козы, змеи), изрыгающие из пастей пламя.
2. Назовите героя, которому принадлежат слова, и автора произведения.
Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
3.Определите термин по определению. Приведите пример.
… - краткий отрывок из произведения другого автора, фраза, стихи, которые помещает писатель в начале своего произведения или в начале отдельных его глав для пояснения основной мысли, содержания, темы.
4. Перед Вами отрывки из двух стихотворений М.Ю. Лермонтова. Что их объединяет, кроме имени автора?
1)
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
2) Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южн
5.А.С. Пушкин об этом произведении русской литературы сказал так: "Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов”. Назовите произведение и автора.
6.О ком идет речь в этом описании: «Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича; любил все таинственное и романтическое, о чем писал в своих сказках и балладах»?
7. Определите «четвертого лишнего» в каждой группе:
А) амфибрахий, анапест, аллитерация, дактиль.
Б) метафора, эпитет, эпиграмма, сравнение.
В) эпизод, эпилог, кульминация, завязка.
Г) ода, басня, трагедия, эпопея.
8. Прочитайте отрывок статьи из энциклопедии. О каком течении в литературе идет речь? Назовите произведения, относящиеся к этому литературному течению.
… в России зародился во 2-й четверти 18 в. под идеологическим влиянием эпохи Петра I (с её пафосом безусловного подчинения личности сознательно понятым общенациональным интересам) в творчестве первых русских просветителей — зачинателей новой русской литературы А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Идея естественного равенства людей, усвоенная русским просветительством 18 в., стала основой его социологических и этических построений, а в литературе обусловила обращение к разработке этической сущности человека. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора (отношения к изображаемому). Получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира, басня, ода. В тематике трагедий преобладают национально-исторические сюжеты, а в их стиле — лиризм и "рупорность" основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора.
Часть 2
9.Определите жанр фольклорного произведения по примерам. Укажите основные признаки данного жанра.
Стоит бычище поклеваны бочища.
Два братца глядятся, а вместе не сойдутся
Молчан-собака весь дом стережет
Маленький мальчик всем под ноги смотрит.
Конь стальной, хвост льняной.
10.Использует ли А.А. Фет в стихотворении «Первый ландыш» аллитерацию? Докажите свою точку зрения.
ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
11.Как синтаксические особенности стихотворения А.А. Фета «Первый ландыш» передают его идейное содержание?
Часть 3
12. Вспомните жанровые особенности былины и напишите небольшое произведение в данном жанре.