Пятница, 18.01.2019, 07:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы 

МЕНЮ САЙТА
МОЙ ДЕВИЗ
НУЖНЫЕ САЙТЫ

ТЕОРИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Повторение ударных и безударных слогов задает ритм стихотворению и единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм. А определенная последовательность ударных и безударных формирует стихотворные размеры. А если нет четкой последовательности, то мы имеем дело с тонической системой стихосложения. Она существовала давно, со времен М.В. Ломоносова, который как раз и ввёл силлабо-тонику, практически не использовалась, но в ХХ веке символисты вернули ее в оборот, поэтому термины дольник, акцентный стих и верлибр попали в раздел с теорией…

Два примера четверостиший, силлабо-тонический стих (размерный) и тонический (безразмерный), чтоб вы почувствовали разницу:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
(А.С. Пушкин)

«Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре
О все́х уста́лых в чужо́м краю́,
О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре,
О все́х, забы́вших ра́дость свою́».
(А. А. Блок).
Пример стихотворения Блока – это дольник. Суть в том, что у дольника количество ударений встроке всегда одинаковое (в нашем случае их 4), но они могут иметь разные позиции. Если же стих не имеет одинакового количества ударений, то это уже верлибр. 

У акцентного стиха тоже одинаковое количество ударений в строках, но они имеют разные интервалы, тогда как у дольника эти интервалы одинаковые. Примером акцентного стиха может выступать также и русский рэпчик, ссылаться на конкретных авторов не буду.

Остались 2 термина – это белый стих и рифма. У белого стиха есть всё, кроме рифмы, поэтому пусть они хотя бы здесь побудут вместе. Пример:
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…
(А.С. Пушкин)

С рифмой всё просто – это созвучие концов стихотворных строк. Она бывает разной.
Парная, когда совпадения идут поочередно:
Выткался на озере алый свет зари. 
На бору со звонами плачут глухари. 
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. 
Только мне не плачется – на душе светло.
(С.А. Есенин)

Перекрёстная, когда совпадения идут через раз:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(А.А. Фет)

Кольцевая, когда первая строка с последней:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
(Ф.И. Тютчев)

В том случае, если ударение в стихотворной строке падает на последний слог – это мужская рифма. Если на предпоследний – женская. Когда в заданиях мы видим словосочетание – тип рифмы, то надо указать мужская или женская, если способ рифмовки, то либо парная, либо перекрёстная, либо кольцевая.

ОГЭ РУССКИЙ
Фраза дня
Погода
Форма входа
НА САЙТЕ

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МОЙ САЙТ ПОСЕТИЛИ

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz